Лев Ратнер «Я обожаю импровизацию»

221

Мы сидели за столом и планировали будущие концерты, Лев шутил как всегда, рядом с ним было уютно.
На стенах его квартиры в самом сердце солнечного города Сан-Диего много картин, подаренных друзьями, а также фотографии со звездными музыкантами, подписанные лично ими.

Лев рассказывал о каждом подарке с любовью и гордостью, а я с интересом слушала его историю.
Спустя некоторое время я попросила его сыграть на пианино…
Ивот маэстро сел за инструмент, руки опустились на фортепиано и с этого момента любимые с детства хиты сменялись один другим, а я наслаждалась его исполнением и думала о том, как прекрасен этот мир, когда в нем звучит музыка…

Лев Ратнер известен как один из основателей первой в Челябинске бит-группы «Ариэль» и, конечно-же, как великолепный пианист.
У него осталось много теплых воспоминаний о тех временах, но однажды все-таки Лев ушел из группы и тогда в челябинском ресторане «Арктика» появился ансамбль под его руководством. Именно ради того, чтобы послушать модные хиты того времени, которые исполняла команда под руководством нашего героя, местные жители и гости города приходили в «Арктику».
Менялись времена, «сухой закон» оставил без работы многих музыкантов и не только.

Лев Ратнер

Сложно представить себе пианиста Льва водителем троллейбуса, но это был нелегкий момент в его жизни, затянувшийся на несколько лет, разлучив его с музыкой.
«Жизнь заставила», — говорит он с улыбкой.
Возможно, именно поэтому он покинул советский Челябинск, эмигрировав в США и, не зная английского языка, опять же по нужде опять устроился работать водителем такси, но теперь уже в Америке.
Но от музыки не убежать, она настигнет и уже не отпустит!
Естественно, Лев вернулся к музыкальной карьере, но теперь уже в качестве пианиста в церкви, возглавив еврейский хор в Сан-Диего.

 Тебе повезло, что ты смог так быстро найти работу для души.

Это была не работа, скорее хобби, для души. Этих денег мне-бы не хватило на жизнь, поэтому я сел за «баранку» — Лев опять шутит.

Расскажи нам, пожалуйста, почему ты стал играть на фортепиано в далеком детстве? Наверное у тебя кто-то из родственников был музыкантом?

Да, моя мама когда-то училась в музыкальной школе, и именно она поняла, что у меня есть слух, когда однажды я, будучи маленьким мальчиком, повторил на пианино звук сигнала соседской машины. С этого момента моя жизнь поменялась, я встал на музыкальную стезю. И музыкальная школа, в которую я поступил, открыла и взрастила во мне мой талант и умение трудиться ради любимого хобби, которое стало моей любимой профессией в скором будущем.

ВИА "Ариэль"

Первый состав известного советского ансамбля «Ариэль» – это музыкальная группа из трех Львов — Ратнера, Фидельмана и Гурова,  двух из которых уже нет в этом мире, но ты с нами, и слава Богу. Ты любишь джаз, это без сомнений. Но я предполагаю, что именно это стало причиной твоего ухода из ансамбля «Ариэль». Или для этого были другие причины?

Я обожаю импровизацию, мне нравится быть свободным и владеть инструментом без правил, играть музыку каждый раз иначе, —  Лев загадочно улыбается, как будто медитирует, —  великолепный джазовый музыкант и мой учитель Олег Тергалинский научил меня этому, за что я ему безмерно благодарен.
Ты права, я тогда почувствовал, что готов выйти за рамки поп-музыки.

Джаз — это свободная музыка. Наверное те самые советские рамки не давали тебе быть свободным и исполнять то, что просила душа? Помню твою историю про то, как вы исполняли The Beatles и вас корректно попросили удалиться со сцены.

О, да, — Лев погрузился в воспоминания, — это было наше первое выступление для более широкой аудитории, чем прежде. В далеком 1966 году в музыкальном училище мы начали петь и играть, зал с восторгом поддержал нас, было дело, — Лев с гордостью вспоминает — директор музыкального училища поблагодарил нас тогда за выступление, но буквально вытолкал со сцены,-  смеется, вспоминая звездный публичный дебют и их модный имидж группы (все музыканты были в синих водолазках и модных вельветовых брюках, как положено местным пижонам)

И после таких звездных концертов ты уходишь в никуда?

И опять всему виной джаз, который я очень любил еще с музыкальной школы. В 1970 году, когда мне было 22 года я однажды даже сел за ударную установку и сыграл с биг-бэндом концерт, заменив заболевшего барабанщика. А еще через некоторое время меня позвал в свой оркестр не менее известный Олег Тергалинский, и я начал играть в ДК ЧТПЗ. А позже, как ты знаешь, в течение десяти лет я уже сам руководил оркестром ресторана «Арктика».

Что же заставило оставить тот ресторан?

В СССР ввели сухой закон, оркестры из ресторанов начали сокращать, посетителей не стало, рестораны стали закрываться, была закрыта и «Арктика».
Я пошел преподавать фортепиано в школе, но денег не хватало, и тогда я пошел работать водителем троллейбуса, но вскоре принял решение эмигрировать в США.

И вновь встал на стезю музыки?

Да, моя жена увидела объявление в городской газете Сан-Диего о том, что местной церкви требуется пианист.

Расскажи, как это было?

Прихожу (я тогда по-английски не говорил вообще) и жестами объясняю церковному музыкальному руководителю, что я – пианист. Она показывает мне ноты с церковными гимнами – хоралами. Сможете, мол, сыграть? Я глянул, сыграл, и мне немедленно предложили место. И шестнадцать с половиной лет я там проработал, руководил хором, сам выступал тоже.

К сожалению, играть получалось только один раз в неделю, во время воскресной службы. Денег это много не приносило, именно поэтому я вновь пошел работать в такси. В Челябинске у меня была «Лада»-«пятерка», а в Сан-диего тогда я сел за руль Chevrolet.

Первую неделю ездил по Сан-Диего с мокрой спиной. Языка не знал, города не знал, беру клиента, а сам подъезжаю к коллегам, которые говорят по-русски: объясните, чего он от меня хочет и куда мне ехать? Те подходят к клиенту, мол, простите-пожалейте, вам попался новичок, а мне показывают – ехать тебе направо, потом прямо, потом опять направо, через две улицы на кольцевую, и там будет съезд налево. Ужас! Первое время шел на работу как на войну… Ничего, научился и языку, и городу. Кстати, про наш любимый город, — улыбается Лев — я бесконечно счастлив, что именно в Сан-Диего побывал на концерте самого Бенни Голсона, ведь в Челябинске я и представить не мог, что когда-то увижу этого знаменитого саксофониста. А я еще и автограф у него взял, и пообщались мы с ним немного.

Иногда дети идут по стопам родителей. А как у тебя с этим?

По моим стопам пошел мой внук Тимофей,  он играет на флейте и саксофоне. На сегодняшний день он лауреат многих музыкальных конкурсов, получивших «Гран При» в проекте «Голос Дети» в Москве, где с ним сделал интервью ведущий этой программы Дмитрий Нагиев.

Традиционно, мы просим гостей нашего журнала оставить пожелания нашим читательницам.
Женщина — это украшение нашей планеты и жизни, желаю всем вам быть любимыми и желанными. И пусть вам сопутствует любовь и удача!

 

Яна Санакина

 

 

Добавить комментарий