В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Весенний номер «Горожанки» открывает Марина Рожкова, или Розмарина.
Иногда друзья в шутку называют её Фея Цветов.
Почему Фея и почему Цветов?
Потому что она дарит цветам вторую жизнь. Потому что под ее руками они оживают.
Если вы найдете время заглянуть на сайт https://www.rozmarina.me/ , то закроете его не скоро, и совсем с другим настроением. Потому что ее работы — это не просто сухие растения, наклеенные на фон. Они — целый мир. В них — история, у каждой работы — своя.
Мы попросили Марину сказать несколько слов об искусстве флористического коллажа и поделиться историями создания некоторых ее работ.
Марина Рожкова:
— Я свято верю, что абсолютно всё, что мы делаем, является нашим отражением.
Абсолютно. Недаром говорят — самовыражение. Любой поступок или манера
говорить, смеяться, водить машину или петь — все это наш внутренний
мир, самость, если хотите. А уж цветочная композиция — и подавно. Там все, как
на ладони, видно. Порой такое, о чем и сама не подозреваешь. Не обманешь.
Сама себе поразишься. И будешь поражаться каждый раз. Чем больше
композиций, тем больше проявлений твоей индивидуальности.
Спустя многие годы один мой знакомый, мастер айкидо, заметит, что икебана есть
слепок жизни, её срез. И каждый раз, создавая новую композицию, мы фиксируем
это. Каждая композиция несёт с собой не только энергию, но и память,
ассоциации, не только зрительные. Создавая аранжировку, мы можем вспоминать
отдельные моменты жизни или (да-да!) создавать новые. Строить своё будущее.
И это — настоящее волшебство.
Есть ли у меня самые любимые работы? Нет. Но есть такие, с которыми связаны интересные истории. О них я и расскажу.
Голубые танцовщицы
Никогда не знаешь, с чего начнёшь работу и как она завершится.
Иногда увидишь под ногами выбеленный солнцем опавший лист и уже знаешь, что его нужно на голубой фон. Обязательно! И цветками белых гладиолусов — завершить каждый стебель. И опять непонятно, где что началось и где закончилось. Смотришь на то, что получилось, — именно получилось, сложилось, слилось вместе, — будто вообще без твоего участия. И больше ничего не надо. Всё. Они уже живут своей жизнью. Танцуют… И какое-то странное чувство — я где-то уже видела подобное… много покрасней, но такое же, очень похожее…. и понимаешь, что это — Голубые Танцовщицы.
Акварельное трио
Изготовление фонов — интересный и непредсказуемый процесс.
Иногда на ходу изобретаешь что-то новое — вернее, оно само, само..
Иногда получается несколько очень похожих фонов. И хочется создать что-то необычное, непривычное.
Можно, конечно, каждый фон обыграть по-своему, сделать акцент на разных аспектах. А можно — наоборот, сыграть именно на этой конгруэнтности.
Подбираешь материал — разный, но родственный. Схожий по фактуре, но разный по цвету. Или одинаковый по цвету, но — разной фактуры.
И тогда рождается серия работ, очень разных и одновременно похожих, даже композиционно. Родных.
Которые гармоничны каждая в отдельности и все вместе, в одном ансамбле. Как и должно быть в любом деле и вообще в жизни.
Ромашкина история
…Икебана – удивительная вещь. С одной стороны, она учит бережно относиться к
растениям, потому что они одушевлены, как всякий предмет в природе – да и не
только в ней! Все имеет душу. А с другой стороны, позволяет срезáть бутоны,
полные жизни, и распустившиеся растения, и почки, в которых только-только
зарождается жизнь.. Срезáть. Прекращать их жизнь. ЭТУ. Для того, чтобы
подарить им ДРУГУЮ ЖИЗНЬ.
Икебана – вторая жизнь цветов. Порой японцы ставят композицию из одного-
единственного цветка, чтобы показать всю его жизнь. Ставят так, чтобы был
виден весь процесс – от бутона до увядания. И любуются каждым мгновением его
быстротечной жизни. Это целая философия — принимать жизнь. И не только
цветка. Жить каждым мгновением. Зарождаться. Расцветать. Увядать. Умирать. И пусть во мне все просто клокочет от такой несправедливости – как, КАК можно позволить умереть красоте? И почему, ПОЧЕМУ она увядает? А вот так устроена жизнь. И все.
Я хочу, чтобы всё было всегда. Я смотрю, как увядают растения, а потом пытаюсь дать им еще одну жизнь. Долгую? Не знаю. И вот так случилось с теми самыми Ромашками, которые я увидела в вазе у своей подруги в первый вечер нашего знакомства. Вижу – стоит букет.
Стильный, нежный, подходящий по тональности к интерьеру. А несколько
ромашек уже почти увяли. И я, как всегда в подобных случаях, говорю:
– А можно утащить вот эту, и эту, и вот ту?
— Конечно, можно, — получаю недоуменный ответ.
Утащила. Принесла домой. Высушила. И в тот же вечер сделала композицию под
названием “On My Way” с этими самыми Ромашками. Они – как дорожка из
желтого кирпича. Они прячутся в траве и указывают путь. Туда ли? А кто знает?
То, что сейчас есть – это мой путь, моя Ромашковая тропинка, моя Дорога из
Желтого Кирпича. По ней и иду.