Я езжу в Петергоф каждое лето. Зачем? Традиция такая. Кто-то ходит в баню 31 декабря, кто-то на шашлыки, а я в один из летних солнечных выходных — в Петергоф. И каждый год получаю от этого несказанное удовольствие.
Петергоф — это сказка, это — праздник, это — фонтаны!
Как обычно подхожу к Самсону — центральному и самому мощному фонтану Петергофа за несколько минут до пуска. В момент, когда под «Гимн Великому Городу» на высоту 21 метр взлетает струя «Самсона», я всегда смотрю на лица людей вокруг. Поверьте, оно того стоит: просто восторг, без преувеличения — открытые от удивления рты и наших, и иностранцев, аплодисменты… В такие минуты меня, например, охватывает гордость — и за город, и за страну. Пишу это без всякого пафоса — нигде в мире ничего подобного нет!
Хотите, изображу эту картину в цифрах? Большой каскад, где расположен «Самсон» состоит из трёх лестничных каскадов с 17 водопадными ступенями и грота. Его украшают 37 статуй, 29 барельефов, более 150 декоративных фигур, а 64 фонтана выбрасывают 142 струи воды. Цифры тоже впечатляют, не правда ли? Очень интересна история главного фонтана и символа Петродворца. «Самсон, разрывающий пасть льва» был установлен в 1735 году уже после смерти Петра I в ознаменование 25-летия победы русской армии над шведами под Полтавой. Библейский богатырь Самсон могучим усилием разрывает пасть льву, из которой вырывается мощный столб воды. Лев, чьё изображение включено в герб Швеции, в сознании европейцев начала XVIII века прочно ассоциировался с королём-завоевателем — неугомонным Карлом XII, а Самсон отождествлялся с Петром I. Аллегория, таким образом, была всем понятна.
Недаром именно здесь и было сказано: «отсель грозить мы будем шведу…»! Скульптура была отлита из свинца, и поэтому уже к концу XVIII века она деформировалась и потребовала замены. Выполнение второго Самсона Павел I поручил скульптору М. И. Козловскому. Он сохранил основу композиции Растрелли, но дал иной образ победителю, уподобив его героям античности: новый Самсон вызывает восхищение не только своей силой, но и красотой атлетически сложенного тела. В 1802 году скульптура была установлена, и 140 лет Самсон Козловского по праву считался одним из лучших памятников Русской воинской славы.
В сентябре 1941 года гитлеровцы захватили Петергоф, вывезли Самсона в Германию и переплавили. Восстановление символической фигуры богатыря-защитника было поручено скульптору-ленинградцу В. Л. Симонову, пережившему самую страшную первую блокадную зиму. Работа предстояла очень сложная и кропотливая, ведь ни фото всестороннего, ни точных обмеров скульптуры никогда не проводилось. Через газеты и радио к ленинградцам обратились с просьбой прислать сохранившиеся у них довоенные снимки скульптуры. На адрес редакции были присланы сотни фотографий! Образ античного героя собирался по крупицам.
А 31 августа 1947г. по улицам Ленинграда медленно проезжал возрожденный Самсон. Военные отдавали ему честь, а горожане смеялись, плакали от радости и забрасывали его цветами. У самого подножия статуи, почти незаметный в темной куртке и серой кепочке, сидел В. Л. Симонов и тоже не мог сдержать слез. А 14 сентября струи восстановленного фонтана снова взметнулись на двадцатиметровую высоту…. Но вернёмся в день сегодняшний. Вообще парки Петергофа летом — это настоящее буйство зелени во всех её оттенках! Посреди этого изумрудного царства белеют кипельно-белые ажурные мостики и вазоны, величественно высятся позолочённые скульптуры. Но главное богатство здесь, конечно же, представляют фонтаны — всего на территории их насчитывается более 150. И каждый из них оригинален и неповторим.
Все фонтаны работают по петровской схеме водоснабжения ежедневно с утра до вечера, что особенно изумляет туристов из Франции: водяными забавами их знаменитого Версаля можно любоваться лишь пару часов в неделю — приходится экономить воду. А между тем, в Петергофе не увидишь ни одного насоса! Когда при строительстве резиденции встала проблема подачи воды, Петр предложил использовать метод самотёка путём естественного перепада высот. Так и сделали: был построен канал общей протяжённостью 24 километра, ведущий от близлежащих озер к Петергофу. Необходимый напор воды был достигнут, а обслуживанием сложных гидротехнических устройств по сей день занимается целая фонтанная команда, у них есть даже специальная форма. Сегодня это 24 человека летом и 10 зимой. Включаются фонтаны, как и в XVIII веке — вручную.
Чтобы примерно понимать планировку комплекса, будет не лишней следующая информация. По Петровскому замыслу приморская резиденция поделена на две части: Парадный, Нижний парк, занимающий огромную территорию больше 100 гектаров и небольшой Верхний сад, несмотря на свою красоту и точную геометрию, имевший весьма утилитарное значение — здесь выращивали фрукты для царского стола и прислуги во дворце.
В Верхнем парке расположено пять больших фонтанов: фонтаны Квадратных прудов, «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с небольшим трехступенчатым каскадом Аполлона. Они служат не только эстетическим, но и чисто техническим целям: это огромные резервуары, в которых накапливается мощное давление. Как раз за счёт него и работают фонтаны Нижнего парка. Пруды украшают статуи богини Венеры и юного бога Аполлона. А ещё здесь плавают лебеди и совсем не боятся людей. В центре главного верхнего бассейна стоит Нептун, бог морей. Эта статуя старше самого Петергофа. До 1799 года здесь была композиция из свинца, но она быстро вышла из строя, и её заменили скульптурой Нептуна, которую российский император Павел, путешествуя по Европе, купил за гигантские по тем временам деньги — 30 000 рублей золотом. Эта скульптура была отлита ещё в 1660 году в Нюрнберге и почти полтора столетия пылилась на складе. Павел сначала собирался установить Нептуна в Гатчине, но потом передумал и отправил его в Петергоф.
В идею обустройства Нижнего парка был положен принцип: каждому дворцу должен соответствовать каскад. Мне, например, наиболее симпатичен Большой каскад. Уж очень красив! Он представляет Большой дворец и состоит из 64 фонтанов и 255 бронзовых статуй.Сердцу восточной части — дворцу Монплезир — соответствует каскад Драконов, или «Шахматная гора», высотой 21 метр. Он представляет собой покатую поверхность горы, на вершине которой зияет небольшой грот. Дорога перед гротом выполнена в форме широких ступеней, каскадом.
По замыслу царя Монплезир должен был стать своеобразным рабочим кабинетом, куда можно было удалиться от официальной придворной жизни, поэтому в его архитектуре господствует практичность с долей аскетизма. Как раз в духе Петра. Это было его любимым местом в Петергофе, поэтому домик и получил название «Мое удовольствие». По-французски — «Монплезир».
С Эрмитажем композиционно связан «Львиный» или Эрмитажный каскад. Он имеет вид открытого греческого храма, и с трёх сторон обнесён четырнадцатью гранитными колоннами, между которыми бьют фонтаны из мраморных ваз. Посреди бассейна стоит бронзовая фигура нимфы Аганиппы. С двух сторон каскад «охраняют» бронзовые львы. Каскад «Золотая гора» в Марли, западной части Нижнего парка, поражает роскошью своей отделки.
Представьте себе грандиозную лестницу с золотыми ступенями, по которым струится журчащая вода. Двадцать две сливные ступени облицованы мрамором, а их отвесные стенки обиты медными золочёными листами. По бокам каскада стоят на пьедесталах по шесть мраморных греческих богов, а в центре аттика, венчающего лестницу, находится статуя владыки морей Нептуна с трезубцем в руке. По сторонам от него — Тритон, трубящий в морскую раковину и Вакх, бог вина и веселья. Сочетание золота, белого мрамора и тёмной зелени елей, растущих на склоне, придаёт Марлинскому каскаду необычайную эффектность!
Помимо величия и грандиозности, присутствует в фонтанах Петергофа и элемент озорства. В XVIII столетии регулярные сады и парки европейской знати не обходились без шуточных фонтанов. Петр I был в курсе европейской моды, и, обустраивая Нижний парк, повелел построить что-то подобное. Так появились знаменитые фонтаны-шутихи. Главной задачей в проектировании «шутих» было замаскировать фонтан под безобидную скамейку, дорожку или даже растение.
По эскизам Петра мастер Туволков создал так называемую «мочильную дорогу». Степенно разгуливающие знатные персоны в накрахмаленных париках оказывались внутри галереи из струй холодной воды и роскошные костюмы промокали до нитки! Представляю, как забавлялся император! Эти фонтаны и сегодня — предмет неудержимого веселья детей и молодёжи. В гроте Большого каскада работает восстановленный относительно недавно шуточный фонтан «стол с брызганьем». В саду «Монплезира» есть две скромные крашеные скамьи с маскаронами тритонов — тоже «шутиха». «Дубок» окружен тюльпанами, засмотревшись на которые, непросвещённый зевака оказывается под струями воды, выстреливающими из ветвей дуба.
В парке у меня есть любимое место. В партере у подножья «Большого» каскада на границе больших цветников расположены две неприметные полукруглые скамьи из мрамора с уникальными подлокотниками, выполненными в виде львиных лап. Над западной скамьей возвышается фигура «Нимфы» — речной богини, копия античной римской скульптуры III века до н. э., хранящейся в коллекции Государственного Эрмитажа. Над восточной — «Данаида» с кувшином, мифическая дочь аргосского царя Даная, которая была обречена наполнять бездонную бочку в наказание за убийство мужа. Постепенно небо заволакивают тяжелые тучи, и я тороплюсь к причалу.
Покидая Петергоф, я всегда прохожу мимо памятника Петру I. Это любимый памятник тех, кто хочет быть счастливым, ведь для этого нужно просто забросить монетку к нему в сапог. Мне нравятся такие наивные традиции. Интересно, кто это придумал? Конечно, и я кидаю в сапог Великого Петра свой рубль…. До скорой встречи, ваше Величество!